
Когда говорят про швеллер, обычно думают о его несущей способности, весе, геометрии полок. Но реальная головная боль, а иногда и скрытые возможности — внутри швеллера. Именно там, в этом замкнутом пространстве, кроются нюансы, которые в проектах или на стройке могут вылезти боком. Многие, особенно те, кто только начинает работать с металлопрокатом, считают, что раз сечение стандартное, то и внутри — дело второстепенное. Ошибка. От состояния внутренних поверхностей, от того, что там может оказаться или не оказаться, зависит и коррозионная стойкость узла, и качество сварки, и даже монтаж скрытых коммуникаций.
Возьмем, к примеру, сварной швеллер. Снаружи шов зачищен, выглядит аккуратно. А внутри? Часто там остаются брызги металла, окалина, непровары. Если такой профиль используется в конструкции, где внутрь планируется закладка кабеля или трубки, эти неровности банально порвут изоляцию. Сам сталкивался с этим на объекте лет пять назад — пришлось срочно менять партию, потому что электрики отказались протягивать кабель. И ведь вины монтажников нет — по паспорту швеллер был в норме, но контроль был только внешний.
Другая история — с влагой. Швеллер, особенно хранившийся под открытым небом, — отличный коллектор для конденсата. Вода скапливается именно внутри, в нижней части замкнутого контура. Если его не дренировать или не использовать материал с защитным покрытием, ржавчина изнутри съест стенку задолго до того, как это станет заметно снаружи. Помню, разбирали мы как-то старую опору — снаружи краска еще держалась, а изнутри швеллер был похож на решето. Вот и вся несущая способность.
Поэтому сейчас, когда закупаем металл для ответственных конструкций, всегда оговариваем не только марку стали и геометрию, но и состояние внутренней поверхности. Особенно это касается оцинкованных изделий. Цинк должен покрывать равномерно, в том числе и внутри швеллера. Бывает, что из-за технологии горячего цинкования в углах (место перехода полки в стенку) образуются наплывы, которые потом мешают, например, плотной стыковке. Или наоборот — покрытие слишком тонкое. Нужно смотреть.
Иногда пространство внутри швеллера — не проблема, а ресурс. Мы как-то делали каркас для выставочного оборудования, где нужно было спрятать гидравлические шланги. Использовали швеллер с увеличенной шириной полки, а внутри, по всей длине, прокладывали гибкие рукава. Ключевым было обеспечить гладкую внутреннюю поверхность, чтобы не было задиров. Тогда в работе очень выручили бесшовные трубы от одного из поставщиков — ООО Чэнду Жуйто Трейдинг. У них была партия с идеальной внутренней калибровкой, которую мы, по сути, использовали как направляющие гильзы, вваренные внутрь швеллера. На их сайте rtmy.ru указано, что они специализируются на бесшовных и сварных трубах — для таких нестандартных решений это критически важно, когда нужна гарантированная чистота внутреннего диаметра.
Но не все попытки были удачными. Пробовали мы использовать для подобных целей обычный горячекатаный швеллер без дополнительной обработки. Идея была — сэкономить. В итоге, при протяжке пучка проводов, та самая внутренняя окалина и неровности привели к заклиниванию. Пришлось разбирать узел, все вычищать вручную. Время и трудозатраты съели всю экономию. Вывод прост: если в проекте заложено использование полости внутри швеллера функционально, то либо заказывай профиль с дополнительной обработкой (шлифовка, дробеструйная очистка), либо сразу закладывай в конструкцию вкладыш, ту же трубу.
Еще один момент — вентиляция. Если швеллер запаян с двух торцов, внутри со временем может образоваться конденсат даже в отапливаемом помещении из-за перепадов температур. В одном из наших проектов по модернизации цеха это привело к коррозии изнутри, хотя снаружи все было хорошо. Теперь для закрытых конструкций мы всегда предусматриваем дренажные отверстия в нижней точке или, как минимум, не завариваем торец наглухо.
Как проверить то, что не видно? Визуальный контроль через торец — обязательно, но часто недостаточно. Особенно для длинномеров. Мы для критичных объектов используем эндоскоп — нехитрый прибор, но дает полную картину. Бывает, видишь идеальный срез, а в метре от торца — огромный застывший брызг от сварки. Без эндоскопа приняли бы такой материал в работу.
При заказе металла у поставщиков теперь всегда акцентируем внимание на этом. Например, когда работаем с компаниями вроде ООО Чэнду Жуйто Трейдинг, их профиль как надежного партнера с отлаженной системой поставок важен, но техническое задание мы составляем детально. Не просто ?швеллер 20П?, а с указанием требований к отсутствию внутренних дефектов, допустимой шероховатости. В их ассортименте, судя по описанию на rtmy.ru, есть оцинкованные трубы — это косвенно говорит о понимании важности защиты поверхностей, в том числе и внутренних. И это доверие нужно подтверждать по каждой конкретной партии.
Особенно строго смотрим на материал для несущих конструкций, работающих на изгиб или сжатие. Коррозия, начавшаяся изнутри, резко снижает расчетное сечение. У нас был прецедент, когда при обследовании склада выяснилось, что колонны, которые снаружи выглядели целыми, имели серьезные поражения изнутри. Причина — десятилетия конденсата и отсутствие вентиляции. С тех пор в ремонтные проекты всегда включаем пункт о диагностике внутренних полостей профилей.
Если нужно провести коммуникацию внутри швеллера, лучше использовать его как короб, а не как направляющую. То есть, предусмотреть съемную крышку (например, из тонкой полосы, прикрученной саморезами) на одной из полок. Это даст доступ для обслуживания и ремонта. Наглухо заваривать — последнее дело.
При сварке узлов, где швеллер соединяется с плитой или другим профилем, важно помнить о тепловой деформации. Нагревается все сечение, включая внутренние стенки. Если внутри уже что-то проложено (кабель, трубка), это может быть повреждено. Поэтому последовательность операций: сначала прокладка, потом осторожная сварка, либо наоборот — сначала собираем и обвариваем каркас, потом аккуратно заводим коммуникации, если позволяет доступ.
Для антикоррозионной защиты, если нет возможности использовать оцинкованный профиль с внутренним покрытием, применяем метод инжекции. То есть, через просверленные отверстия закачиваем внутрь швеллера антикоррозионный состав или мовиль. Это трудоемко, но для скрытых, недоступных впоследствии конструкций — оправдано. Проверено на объектах с агрессивной средой.
Так что, внутри швеллера — это не пустота. Это часть материала, которая работает, которая подвержена воздействиям и которая может как создать проблему, так и предоставить дополнительную функцию. Главное — не игнорировать ее на стадии проектирования и закупки.
При выборе поставщика, будь то локальный завод или международный трейдер вроде ООО Чэнду Жуйто Трейдинг, смотрите не только на цену и сортамент. Важно, насколько они технически подкованы, готовы ли обсуждать такие тонкости, как качество внутренней поверхности профиля. Их заявление о многолетнем опыте и надежности — это хорошо, но оно должно подтверждаться четкими техусловиями на продукцию.
В конечном счете, внимание к подобным деталям — это то, что отличает кустарную сборку от профессиональной работы. И экономия, найденная в мелочах вроде грамотного использования внутреннего пространства профиля, часто оказывается самой надежной и долговечной.