
Когда слышишь ?двутавр 90?, первое, что приходит в голову многим, даже некоторым прорабам, — это просто балка, высота 90 мм, бери и ставь. Но на практике эта цифра — лишь отправная точка, за которой скрывается масса нюансов: от момента сопротивления и толщины полок до конкретного сортамента ГОСТ или СТО. Частая ошибка — считать все 90-е двутавры взаимозаменяемыми. Увидел в проекте двутавр 90 и заказал первый попавшийся? Можешь нарваться на проблемы, особенно если речь о нагруженных конструкциях или специфических сериях вроде ?Ш? для колонн.
Возьмем, к примеру, двутавр 90 по ГОСТ 8239-89. Балка 90Б1 и 90Б2 — уже разговор. У первой стенка 5.5 мм, у второй — 6.5. Разница в пару миллиметров кажется ерундовой, пока не считаешь нагрузку на изгиб. Для перекрытия небольшого пролета в подсобке, может, и прокатит Б1, но если речь о каркасе с динамической нагрузкой, экономия на сортаменте вылезет боком. Я сам однажды, лет десять назад, пытался на объекте под Минском сэкономить, поставив Б2 вместо предусмотренной проектом Б1 для усиления проема. Расчеты были мои, ?на глазок?, мол, запас же. В итоге пришлось ставить дополнительные подпорки — прогиб был на грани, хотя формально сечение вроде бы больше. Не учел, что у Б2, при большей толщине стенки, немного иная геометрия полок, и это влияет на распределение напряжения.
А ведь есть еще и специальные серии. Двутавр 90Ш — это уже колонный профиль, с почти равной шириной полок и большей толщиной. Его логика совсем иная. Видел, как его пытались пустить на балки перекрытия из-за срочности, потому что ?90 на 90, квадратный, надежный?. В итоге перерасход металла на 30%, да и монтажники ругались — крепить к нему настил неудобно, полка шире. Это тот случай, когда правильный выбор профиля — это не про формальное соответствие высоте, а про понимание его работы в конструкции.
Сейчас много говорят про экономичные широкополочные двутавры (например, по СТО АСЧМ 20-93). У них при той же высоте 90 мм момент сопротивления может быть значительно выше, чем у горячекатаного ?классика?. Это позволяет снижать металлоемкость. Но здесь своя засада: доступность. Не на каждом складе, даже крупном, они есть в наличии, особенно в регионах. Приходится планировать закупки сильно заранее. Мы, например, для одного проекта по быстровозводимому ангару под Казанью как раз считали вариант с таким профилем. Расчеты показывали выгоду, но сроки поставки от производителя съели всю экономию. В итоге взяли горячекатаный 90Б2, но пришлось корректировать шаг несущих балок. Компромисс.
Работа с металлопрокатом — это всегда история не только о физике, но и о логистике. Допустим, определились с типом: нужен именно 90Б2 по ГОСТ, партия 12 тонн. И вот здесь начинается самое интересное. Цены ?от производителя? часто оказываются миражом, когда добавляешь логистику из другого федерального округа. А на местных складах может быть только 90Б1, или предложат ?аналогичный? по ТУ, который по факту не всегда проходит по сертификатам для ответственных объектов.
Поэтому надежность поставщика, который может обеспечить не просто наличие, а именно нужный сортамент, с нормальными документами и в адекватные сроки, — это половина успеха. Вот, к примеру, мы несколько раз работали с компанией ООО Чэнду Жуйто Трейдинг (https://www.rtmy.ru). Они позиционируют себя как поставщик трубной продукции — бесшовных, сварных, оцинкованных труб. Но что важно, у них часто есть комплексные возможности по металлопрокату. Не скажу, что они всегда первыми приходят на ум при заказе двутавра, но когда нужен был большой объем труб для коммуникаций вместе с балками для каркаса, обратились к ним как к единому поставщику. Система поставок у них действительно отлажена, что для стройки, где сроки горят, критически важно. Для глобальных проектов, где нужны и трубы, и фасонный прокат, такой комплексный подход от одного партнера может снять много головной боли.
Но возвращаясь к нашему двутавру 90. Еще один практический момент — резка и обработка. На объекте редко когда балка идет в чистой ?мерной длине?. Ее нужно резать, сверлить, иногда гнуть. И здесь снова всплывают особенности. Тот же колонный 90Ш из-за массивных полок тупее сверлится, требует более мощного инструмента. А если привезли материал с повышенным содержанием углерода (бывает и такое, если партия ?левая?), то и резка газом идет хуже, края больше оплавляются. Все это — прямые затраты времени и ресурсов, которые редко закладывают в предварительную смету, считая балку просто ?железкой?.
На монтаже с двутавром 90 часто сталкиваюсь с двумя крайностями. Первая — это излишняя осторожность. Бригадиры, помнящие старые советские нормы, порой требуют ставить под балку такого сечения подпорки чуть ли не через каждый метр, даже если по расчету она работает на легкое перекрытие. Теряется время, материалы. Вторая крайность — наплевательское отношение. Мол, 90 — это почти что уголок, только покрупнее. Видел, как такие балки клали прямо на стены из газобетона без распределительной подушки, да еще и с кривым опиранием. Итог предсказуем — локальное смятие кладки, трещины.
Еще один момент — коррозия. Кажется, что новый, блестящий профиль можно просто смонтировать и забыть. Но если объект, скажем, склад с переменной влажностью, то даже конденсата достаточно для начала процессов. Особенно уязвимы места креплений и срезы. Сейчас часто требуют обработку антикором еще до монтажа, но на практике это делают в последнюю очередь, если делают вообще. Сам грешен — в погоне за графиком сдавал каркас из двутавра 90 без грунтовки, уповая на то, что потом фасадчики все заштукатурят или за обшивкой ничего не видно. Через пару лет заказчик звонит: ?У нас на балках над воротами рыжие подтеки?. Приходится объяснять, что это не дефект, а последствие нашей общей спешки.
И конечно, вечная история с геометрией. Казалось бы, горячекатаный профиль — он должен быть идеально прямой. Ан нет. Встречал я и ?вертолеты?, и ?сабли?. Особенно это критично для длинных прогонов. Кладешь такую балку, а она не ложится в плоскость, крутится. Монтажникам потом приходится ее ?вытягивать? стяжками или грузами, создавая предварительное напряжение, которое в расчетах не учтено. Это всегда риск. Поэтому теперь при приемке даже на стандартный 90-й двутавр прошу хотя бы выложить пару штук из партии на ровную площадку — глянуть глазом.
Так о чем это я? Двутавр 90 — это не просто строчка в спецификации. Это инструмент. И как любой инструмент, им нужно уметь пользоваться, знать его слабые и сильные стороны. Выбор между Б1 и Б2, Ш или широкополочным, решение о поставщике, который не подведет с качеством и сроками (как те же ребята из ООО Чэнду Жуйто Трейдинг, которые, хоть и специализируются на трубах, но могут закрыть вопрос с комплексной поставкой металла) — все это не бюрократия, а часть инженерной работы.
Самое главное, что приходит с опытом — это чувство материала. Со временем начинаешь буквально на глаз, по тому, как он лежит, как звучит при ударе, оценивать, ?правильный? ли это металл. И цифра ?90? становится не абстракцией, а вполне осязаемым габаритом, с которым предстоит провозиться полдня, сверля отверстия под коммуникации или выверяя его по уровню. Каждый такой профиль — это небольшая история на объекте, часто с непредвиденными поворотами. И в этом, пожалуй, и есть вся суть нашей работы.
Планируя следующий проект, где фигурирует этот профиль, я уже автоматически прокручиваю в голове: а что под ним? а как его крепить? а чем резать? а есть ли он на ближайшем складе или везти за тридевять земель? Это уже не вопросы из учебника сопромата, а та самая практическая механика, которая и отличает реальную стройку от красивой 3D-модели в компьютере. И двутавр 90 здесь — один из самых частых и показательных ?героев? этой механики.