
Вот и опять в спецификации или запросе от заказчика мелькает это сочетание — труба оцинкованная 80 2. Казалось бы, что тут сложного? Сороковая круглая или профильная, стенка 2 мм, с цинком. Но именно в этой, казалось бы, стандартной позиции кроется масса нюансов, о которых часто забывают даже опытные прорабы, не говоря уже о тех, кто только закупает материал для стройки или монтажа. Многие думают, что главное — это диаметр и толщина, а цинк — он и в Африке цинк. Вот это и есть первая и самая грубая ошибка, которая потом аукается ржавыми подтёками на фасаде или внезапными коррозионными очагами в несущей конструкции через пару сезонов.
Когда говорят ?80 2?, обычно подразумевают трубу оцинкованную с условным проходом или наружным диаметром 80 мм и толщиной стенки 2 мм. Но здесь сразу встаёт вопрос — а что за основа? Это электросварная прямошовная (например, по ГОСТ 10704-91) или бесшовная горячедеформированная? Для многих задач разница принципиальна. Сварная, как правило, дешевле и отлично подходит для водопроводов, ограждений, некоторых видов каркасов. Но если речь о повышенных нагрузках, вибрациях или агрессивных средах, пусть и внутри, то сварной шов, даже качественный, может стать слабым звеном. Бесшовная, конечно, дороже, но её однородность по всей окружности даёт совсем другие прочностные характеристики.
А теперь про оцинковку — самый важный момент. Масса цинкового покрытия. Часто её не указывают в общих запросах, но от неё зависит всё. Есть лёгкий класс (например, до 90 г/м2), средний и толстый (от 200 г/м2 и выше). Для трубы, которая будет стоять на улице, особенно в условиях российской зимы с реагентами, лёгкого класса категорически недостаточно. Цинк ?съестся? за несколько лет. Нужно смотреть в сторону усиленного покрытия. Я сам однажды, пытаясь сэкономить для временного водостока, взял трубу с тонким слоем — через два года её пришлось полностью менять, экономия обернулась двойными расходами.
И ещё один практический момент по размерам. Номинальный диаметр 80 мм — это часто наружный диаметр. Но если труба предназначена для монтажа в систему с фитингами или присоединения к оборудованию, критически важно уточнить, соответствует ли этот размер посадочным местам. Бывает, что из-за толщины того же цинкового слоя реальный наружный диаметр чуть больше, и насадка муфты становится проблемой. Мелочь, а на объекте может застопорить работу на полдня.
Основное применение трубы оцинкованной 80х2 — это, конечно, системы холодного водоснабжения и водоотведения. Здесь её антикоррозионные свойства полностью оправданы. Также это классика для дымоходов газовых котлов с низкой температурой газов (коаксиальные конструкции или отдельные трубы для отвода продуктов сгорания). Цинк здесь защищает от конденсата.
Широко используется такая труба в строительстве для несущих элементов лёгких конструкций: навесов, каркасов быстровозводимых зданий, опор. Тут важна комбинация прочности (даёт толщина стенки 2 мм) и устойчивости к атмосферным воздействиям. Но здесь я всегда делаю важную оговорку: если конструкция будет в дальнейшем окрашиваться, нужно крайне тщательно готовить поверхность. Цинк плохо держит краску, если не использовать специальные грунтовки. Иначе всё облезет.
А вот где её применение спорно — это отопление и горячее водоснабжение. При температурах выше 60-70°C процесс диффузии цинка ускоряется, может начаться так называемая ?белая ржавчина?, а также засорение системы хлопьями окиси цинка. Для ГВС, особенно с жёсткой водой, это не лучший выбор. Лучше рассмотреть альтернативы. Один раз сталкивался с такой проблемой в котельной частного дома — через три сезона трубы начали ?сыпаться? изнутри.
Резка и сварка — это отдельная история. Резать болгаркой нужно аккуратно, чтобы не повредить покрытие далеко от места реза из-за перегрева. Место реза потом в любом случае нужно закрасить цинкосодержащим составом, иначе коррозия начнётся именно с этого края. Со сваркой всё ещё сложнее. Сваривать оцинкованную трубу обычными электродами — значит, гарантированно уничтожить защитный слой в зоне шва и получить ядовитые испарения. Нужна тщательная зачистка места сварки и последующая качественная обработка специальными составами. Часто проще и надёжнее использовать резьбовые соединения или фланцы.
Ещё одна частая проблема на объекте — деформация. Труба с толщиной стенки 2 мм уже достаточно жёсткая, но при неаккуратной разгрузке или складировании её можно помять. Вмятина на несущем элементе — это потеря прочности. А выправить её, не содрав цинк, практически невозможно. Поэтому всегда настаиваю на правильной упаковке и разгрузке краном или мягкими стропами.
Рынок завален предложениями, но консистенция качества — большая проблема. Одна партия может быть отличной, другая — с неравномерным покрытием или даже скрытыми дефектами основы. Поэтому важно работать с проверенными поставщиками, которые дают полную техническую документацию на продукцию, включая данные о массе покрытия и результатах испытаний. Например, в последнее время для ряда проектов мы обращались к компании ООО Чэнду Жуйто Трейдинг. Их сайт (https://www.rtmy.ru) достаточно информативен. Они как раз позиционируют себя как поставщик широкого спектра труб, включая оцинкованные стальные трубы. В их случае привлекает заявленный акцент на стабильности системы поставок, что для долгосрочного строительства критически важно — не будет срывов из-за отсутствия материала на складе. Основная продукция, как они указывают, это как раз бесшовные и сварные стальные трубы, а также оцинкованные, то есть они охватывают оба ключевых типа основы для нашей трубы 80х2.
Первичная стоимость — это только вершина айсберга. При выборе трубы оцинкованной 80 2 нужно закладывать в смету стоимость обработки (резки, сверления), защитных составов для мест повреждения, а также, что важно, более дорогой фурнитуры. Фитинги для оцинкованных труб тоже должны быть оцинкованными или из совместимых материалов, иначе возникнет электрохимическая коррозия.
Срок службы — вот на что нужно смотреть. Дешёвая труба с тонким слоем цинка прослужит в уличных условиях 5-7 лет, после чего потребует либо замены, либо постоянного подкрашивания. Качественная, с усиленным покрытием, легко отходит 25-30 лет без серьёзного вмешательства. Пересчёт на срок службы кардинально меняет картину выгоды.
И конечно, логистика. Труба 80 мм — это уже не пруток, её перевозка требует длинномера или нескольких рейсов манипулятора. Нужно сразу просчитывать, чтобы доставка не ?съела? разницу в цене между более дорогим, но ближайшим складом, и дальним производителем.
Так что, возвращаясь к нашему ?труба оцинкованная 80 2?. Это не просто товарная позиция. Это материал с чёткими границами применения, требующий понимания его природы. Ключевое — не диаметр, а качество стали-основы и, в первую очередь, масса и целостность цинкового покрытия. Всегда требуйте сертификаты, где это чётко указано. Не экономьте на покрытии для уличных конструкций.
Сейчас, кстати, многие переходят на альтернативы — полимерные трубы или с более современными покрытиями. Но для многих задач, особенно где важна жёсткость, несущая способность и пожарная безопасность, старая добрая оцинковка на основе трубы 80х2 остаётся безальтернативным вариантом. Главное — подойти к её выбору не как к покупке ?железки?, а как к выбору долговременного элемента системы. И тогда она отработает своё на все сто. Как показывает практика, в том числе и опыт работы с такими поставщиками, как упомянутое ООО Чэнду Жуйто Трейдинг, надёжность складывается из мелочей: чётких параметров, стабильного качества и понимания, для чего именно нужна эта труба.