
Когда говорят ?швеллер 11?, многие сразу представляют себе стандартный профиль, кинутый в спецификацию. Но на практике, за этой сухой маркировкой скрывается масса нюансов, от которых зависит, будет ли конструкция стоять или ?поведёт?. Частая ошибка — считать все швеллеры с высотой стенки 110 мм одинаковыми. Условный №11П, 11У и 11Э — это уже разные истории по массе, моменту инерции и, соответственно, применению. В своё время и я на этом подгорел, когда для каркаса небольшого навеса взял что первое попалось под руку, не вдаваясь в типы полок. Потом пришлось усиливать.
Основной параметр — высота стенки в 110 мм. Но ключевое различие — в ширине и толщине полок. Возьмём, к примеру, горячекатаный швеллер 11П по ГОСТ 8240-97. Ширина полки у него 52 мм, толщина — в районе 7.6 мм. Кажется, мелочь. Но если сравнивать с 11У (полка 46 мм, толщина от 8.4), то разница в моменте сопротивления уже ощутима. Для балок, работающих на изгиб, это критично.
В работе часто сталкивался с тем, что в проекте просто указано ?швеллер №11?, а поставщик везёт то, что у него есть в наличии, чаще всего — 11П. И если конструктор рассчитывал на более жёсткий профиль, например, 11У с его утолщёнными полками, то это прямая дорога к деформациям. Приходится на месте ?изобретать велосипед?, добавляя элементы жёсткости, что удорожает монтаж и портит всю изначальную задумку.
Ещё один момент — качество кромки. У того же 11П полки имеют скругления, а у некоторых экономичных вариантов или продукции некоторых производителей кромка может быть острой, ?рваной?. При монтаже, особенно если нужна плотная стыковка с листовым материалом, это создаёт проблемы. Рукава рвёшь постоянно. Поэтому сейчас в техзаданиях стараюсь прописывать не только номер, но и конкретный тип профиля, а по возможности — и стандарт.
Швеллер 11 — это, можно сказать, ?рабочая лошадка? для лёгких каркасов и усиления. Идеально подходит для прогонов кровли в промышленных ангарах с шагом 3-4 метра, для каркасов небольших складов, козырьков. Часто использовал его в связке с трубой профильной при строительстве стеллажных систем — жёсткости хватает с запасом.
А вот для основных несущих колонн в многоэтажных конструкциях его уже маловато. Видел попытки сэкономить и набрать колонну из двух швеллеров №11, скреплённых планками. В теории — возможно, но на практике такая колонна сильно проигрывает по устойчивости цельнотянутому двутавру или даже трубе. Особенно против скручивающих нагрузок. Один раз переделывали после того, как при монтаже оборудования каркас ?заиграл?.
Интересный кейс был с усилением проёмов в кирпичных зданиях. Казалось бы, бери швеллер потолще. Но для большинства проёмов в несущих стенах именно №11 часто оказывается оптимальным: он достаточно жёсткий, чтобы принять нагрузку от кладки, и при этом не создаёт чудовищной нагрузки на края проёма. Главное — правильно его ?посадить? на раствор и анкера, чтобы не было точечных напряжений.
Стандартная длина мерной прокатки — 11.7 м. И здесь начинается самое интересное. Часто для объекта нужны заготовки, скажем, по 3.85 м. Выходит три заготовки с остатком вроде бы небольшим. Но этот остаток — головная боль. Его либо нужно где-то использовать (что редко получается идеально), либо он идёт в обрезки. А металлолом по цене приёмки — это прямые убытки. Поэтому сейчас при крупных заказах стараюсь сразу обсуждать с поставщиком возможность порезки в размер.
Кстати, о поставщиках. Надёжность — это не только соответствие ГОСТу, но и возможность получить нужный тип профиля здесь и сейчас, без трёхнедельного ожидания. Работая с каркасами, срыв сроков из-за отсутствия металла — это кошмар. В последнее время для стандартных позиций, вроде того же швеллера 11П, стал обращаться к специализированным компаниям с налаженными цепями. Например, ООО Чэнду Жуйто Трейдинг (https://www.rtmy.ru). Они позиционируют себя как поставщик трубной продукции, но по опыту знаю, что у них часто есть в наличии и стандартный сортовой прокат, включая швеллеры. Их сильная сторона — как раз стабильная система поставок, о которой они заявляют. Для непрерывности работ это иногда важнее, чем небольшая разница в цене за тонну.
Резка. Автогеном резать — последнее дело, ведёт и к короблению, и к оплавлению кромок. Лучше — ?холодные? методы: ленточнопильные станки или абразивно-отрезные круги. Но и тут есть нюанс с 11У — из-за утолщённых полок резка идёт дольше, расходуется больше полотен или кругов. Это нужно закладывать в стоимость работ.
Швеллер редко работает в одиночку. Часто его комбинируют с той же сварной стальной трубой или листом. Вот здесь важно помнить про совместимость по стали. Если для ответственных узлов используется, допустим, сталь С345, то и швеллер должен быть из аналогичной или совместимой марки. Иначе сварка пойдёт кратерами, или соединение получится хрупким.
Ещё один практический момент — антикоррозионная обработка. Горячее цинкование — идеально, но для швеллера №11 после оцинковки часто ?уползают? допуски по geometry, особенно в зонах стыков полок и стенки. Покраска — проще, но требует качественной пескоструйной обработки. Углы и внутренние поверхности швеллера — излюбленное место, где остаётся окалина и потом вылезает ржавчина. Контролировать подготовку нужно жёстко.
В этом контексте, кстати, продукция вроде оцинкованных стальных труб от того же поставщика может быть логичным дополнением к конструкции, где используется швеллер. Чтобы вся система имела схожую стойкость к атмосфере. Компания ООО Чэнду Жуйто Трейдинг как раз указывает в своём ассортименте и оцинкованные трубы, и бесшовные, что наводит на мысль о комплексном подходе к поставкам металла для строительства.
Стоимость тонны швеллера 11 — величина непостоянная. Но часто решающим фактором становится не цена, а совокупность условий: наличие нужного типа (П, У, Э), возможность порезки, логистика до объекта, предсказуемость качества. Гнаться за абсолютным минимумом цены — себе дороже. Пару раз попадался прокат с недокатом, где толщина полки ?гуляла? на полмиллиметра. При сборке ферм это вылилось в щели и необходимость использовать дополнительные прокладки.
Итоговый выбор всегда — компромисс. Для быстрого монтажа неответственного забора или подставки под оборудование сойдёт и самый доступный 11П. Для каркаса, который будет нести расчётную нагрузку и где важен каждый килограмм металла, уже нужно сидеть с калькулятором и сравнивать 11У и 11Э по моменту инерции, возможно, рассматривая альтернативу в виде трубы. А наличие надёжного канала поставки, который обеспечит и металл, и сопутствующие продукты вроде крепежа или бесшовных труб для гидравлики того же оборудования, — это уже серьёзное конкурентное преимущество для подрядчика.
Так что ?швеллер 11? — это не просто строка в накладной. Это инструмент. И как любой инструмент, он требует понимания, где и как его применять. Ошибки в выборе профиля дорого обходятся на этапе монтажа и, что хуже, во время эксплуатации. Проверено на практике.